
читать дальше
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз,
к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в
пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий
шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол".
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент
абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
(picture 4)
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный
вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или
через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните
3-5 секунд - и снова 8 поклонов-вдохов.
Норма - 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности - 96 вдохов-выдохов -
стрельниковская "сотня". Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений,
затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае
необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между
ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.
Через 2-3 дня ежедневной тренировки ( а для некоторых людей и через
более длительный период времени) можно уже делать не по 16
вдохов-движений, а по 32. Затем отдых - 3-5 секунд и снова 32
вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности - 96
движений ("сотня".
Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений.
Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда вам станет легче, можно
попытаться увеличить количество выполняемых за 1 подход вдохов-выдохов
до 16, а в перспективе - до 32 движений.
Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его
легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.
В тяжелом состоянии это упражнение можно выполнять сидя.
Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при
смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем
остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и
внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре,
близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь!
Кисти рук в момент поклона должны опускаться только до колен, не ниже. И
еще раз повторяю: не напрягайтесь!
"Шину накачивайте" легко и просто в ритме строевого армейского шага.
Возможно, после первых тренировок у вас появится боль в пояснице - не
пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая
указанные выше ограничения. И конечно же, подряд без остановки делайте
только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и ваша поясница
перестанет вас беспокоить.
УПРАЖНЕНИЕ "ПОГОНЧИКИ"
читать дальше
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к
поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к
полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во
время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к
полу), пальцы рук широко растопыриваются.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе,
пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел.
Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните
кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит
самостоятельно через нос или через рот.
Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!)
воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка
разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) - воздух уходит абсолютно
пассивно.
Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых
(пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.
Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована
рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с
каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со
временем она "разработается".
Норма:
- 12 раз по 8 вдохов-движений
- или 6 раз по 16 вдохов-движений
- или 3 раза по 32 вдоха-движения
УПРАЖНЕНИЕ "ЛАДОШКИ" (РАЗМИНОЧНОЕ)
читать дальше
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом
локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте
ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются
только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос
или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали
ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки
выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение
расслабляем.
Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно
расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после
каждого вдоха.
В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе!
Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и
не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить "отработанный"
воздух.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных
выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно
выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Норма - 96 вдохов-выдохов. Это так называемая стрельниковская "сотня".
На второй или третий день тренировки вы можете делать подряд уже не по 4
вдоха без остановки, а по 8 или даже по 16 раз, а еще через несколько
дней - уже по 32 вдоха-выдоха без паузы.
Группируются дыхательные движения в стрельниковской гимнастике не по 5
или 10, как обычно, а строго по 8. Так и говорим: 8 дыхательных движений
- одна "восьмерка", 16 дыхательных движений - две "восьмерки", 24
дыхательных движения - три "восьмерки", 32 дыхательных движения - четыре
"восьмерки". Считать нужно, конечно же, только мысленно, а не вслух.
Если вы часто сбиваетесь со счета и вам нужно, к примеру, сделать подряд
32 вдоха-движения (только при хорошей тренировке!), советую прибегнуть к
такому простому приему. Просчитав мысленно до восьми, т.е. сделав 8
вдохов-движений, "возьмите на заметку" один угол комнаты. Сделав еще 8
шумных вдохов-движений посмотрите на следующий угол комнаты. Выполняя
оставшиеся 2 "восьмерки" поочередно переводитевзгляд на 2 других угла.
Таким образом, делая 4 раза по 8 дыхательных движений, т.е. 32
вдоха-выдоха, берите на заметку для каждой "восьмерки" какой-нибудь из
четырех углов комнаты, в которой вы делаете стрельниковскую гимнастику.
Сделав 32 вдоха-движения, остановитесь и отдохните в течение 3-5 секунд
(отдыхайе, если хотите, до 10 секунд). Можно положить перед собой
спичку. Спички будут играть роль тех "узелков на память", с помощью
которых удобно отсчитывать "тридцатки" (т.е. циклы из 32
вдохов-движений).
Сделав без остановки еще 32 вдоха-движения (считая мысленно с каждой
"восьмеркой" углы комнаты), снова остановитесь, отдохните в течение 3-5
секунд и положите перед собой следующую спичку. По завершении третьей
"тридцатки" перед вами будут лежать уже 3 спички.
Вот и все - 96 дыхательных движений выполнены. Стрельниковская "сотня"
отработана!
Если вы переходите к новому упражнению - продолжайте выкладывать по
спичке на каждую "тридцатку". В идеале каждое упражнение стрельниковской
гимнастики должно выполняться в 3 подхода по 32 вдоха-выдоха с паузами
между подходами.
Гимнастику "ладошки" можно выполнять сидя, а тяжелом состояние даже лежа
по 4 или по 8 вдохов-движений за один подход.
Норма:
- по 4 вдоха-движения - 24 раза
- или по 8 вдохов-движений - 12 раз
- или по 16 вдохов-движений - 6 раз
- или по 32 вдоха-движения - 3 раза
Постановка
голоса (Это прочитать обязательно!!!!!!!!)
читать дальшеПение
— один из способов общения и самовыражения
человека, доступный почти каждому.
Следовательно, это действие естественное
и простое. Тому, у кого природные данные
певца, хочется петь точно так же, как и
тому, кто от природы бегун и ему хочется
бегать. Тело певца устанавливает связи,
необходимые именно для пения, легче,
чем какие-нибудь иные, и требует их
использования, потому что в живой природе
то, что не используется, — отмирает.
Пение
удовлетворяет не только эстетическую
и эмоциональную, но и физическую
потребность человека, о чем необходимо
знать и помнить певцу. Это работа
комплекса мышц, связанных с процессом
дыхания, и бессознательно организованная
творческим эмоциональным настроем.
Комплексная работа невозможна без
координирующего центра, а так как ее
организует эмоция, профессионал должен
уметь создавать ее и сохранять во время
пения.
У
людей, поющих голосами, которые мы
называем «поставленными от природы»,
связи звуковедения устанавливаются
бессознательно, но при этом правильно
и легко, дыхание организовано верно. В
таких случаях единственное, что обязан
сделать педагог, — это помочь певцу
осознать, что происходит в его прекрасном
инструменте во время пения, чтобы он
мог сберечь голос и восстановить
естественные связи, если случайность
их нарушит.
Но
певческие школы в большинстве случаев
предлагают воспринимать пение не как
способ выражения мыслей и чувств, а как
средство для мысленного направления
звука на каждой ноте. Заботясь о ноте,
певец теряет естественное чувство
кантилены и осмысленной фразы и думает
не о том, кому, почему и для чего он поет,
а о том, попала ли данная нота туда, куда
он ее направил.
Увлеченность
пением вызывает бессознательное
стремление к синтезу, то есть к объединению
мышц, участвующих в нем, к организации
координирующего центра. Анализ же своих
ощущений во время пения ослабляет и
нарушает связи звуковедения. Иногда
внимание певца сосредоточено на
какой-нибудь одной группе мышц: «В
маску! В маску!», «На зубы!», «В
купол!». Это-то и нарушает естественные
связи звуковедения, а с ними теряется
и чувство радостно поющего тела, которое
есть от природы у человека, как есть оно
у соловья или жаворонка.
Необходимость
глубоких внутренних связей в большинстве
случаев осознана певцами. Их создает и
сберегает певческий эмоциональный
настрой, пока ему не мешают или мешают
не слишком активно. При грубом вмешательстве
связь рвется в каком-то звене и голос
перестает звучать. Потеря голоса — это
нарушение связей звуковедения, а его
возвращение — восстановление этих
связей.
Что
же надо делать, чтобы сохранить и развить
связи звуковедения?
Голос
воспроизводим мелодию. А мелодия — это
движение. Произвести движение может
только то, что само подвижно. Мяч полетел
— его бросила рука, ветка качнулась —
ее толкнул ветер. Подвижны органы
дыхания, их мускулатура и мускулатура,
с ними связанная. Вот что может в человеке
говорить, кричать и петь!
Инструмент
певца — часть его тела. И при том одна
из наиболее важных и наименее управляемых
— органы его дыхания. Мы не видим
движений, которые происходят внутри
них, и эти движения зависят от эмоционального
состояния.
Следовательно,
учиться петь — это учиться управлять
дыханием и певческим эмоциональным
настроем. Но не только дыхание подчиняется
эмоциям, но и эмоции можно подчинить
дыханию! У актеров и певцов есть
профессиональный термин «опора».
«Опертый» голос — это звонкий
голос. А что такое «опертый» вдох?
Прикоснуться к плечу партнера — еще не
значит на него опереться. Опереться —
это перенести на чужое плечо часть
тяжести своего тела, почувствовать, что
мускулатура плеча стала сопротивляться
нажиму вашей руки. Следовательно,
«опертый» вдох — это вдох предельной
глубины. Воздух, взятый во время такого
вдоха, не может идти дальше. Он «оперся»,
то есть попросту уперся в стенки органов
дыхания. Мускулатура, окружающая их,
стала сопротивляться нажиму воздуха,
и вы чувствуете это. Ощущение похоже на
то, какое испытываешь, опираясь на чужое
плечо: упругое, физически приятное
сопротивление мышц. И если вдох сделан
правильно, вам сразу захочется петь!
Вдох
— движение воздуха внутрь тела.
Сознательно сделать вдох — значит
мысленно установить связь с дном легких.
Направление гортани диагонально по
отношению к легким, следовательно,
удобнее петь, если вы сделали сознательно
или бессознательно вдох, «опертый»
в спину. Легкие расширяются к основаниям
не в груди, а в спине. Следовательно,
этот вдох легко задержать, хотя объем
его велик.
Звучание
— выдох, колеблющий голосовые связки.
Чтобы сохранить во время звучания
чувство «опоры», надо научиться
задерживать правильно сделанный вдох.
И еще не нужно думать о дороге, по которой
вы поведете вдох. Думайте о месте, в
которое он мгновенно приходит, потому
что, если вы думаете о дороге, там
возникает напряжение. Ведите вдох
движением и эмоциональным настроем.
Пользуйтесь наклоном во время вдоха.
Затаите дыхание и пойте, никуда не
направляя звук.
Существует
мнение, что «запирать» дыхание
вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох,
искажающий форму легких, задерживать,
да и просто делать вредно! Вдох же,
заполняющий легкие, не искажая их формы,
может вернуть и голос, и здоровье!
Лучшая
в мире постановка голоса не русская, не
французская, не немецкая и даже не
итальянская, а природная. Если вы
сознательно взяли правильный вдох и
задержали его, все остальное сделает
певческая интуиция.
Вспомните
строевую песню в армии, хоровую за столом
и песню трудовую, например нашу
«Дубинушку». Во всех случаях песня
поднимает настояние, освобождает от
привычной сдержанности и объединяет
людей, как не могут объединить просто
слова без мелодии. Желая выразить мысли
и чувства, люди ищут прежде всего слова
и поют их под музыку. Для человека,
поющего естественно, пение — это
протяжная речь повышенной эмоциональности.
И
в профессиональном пении, в эстрадной,
романсовой, оперетточной и даже оперной
музыке вокализ — исключение, чаще всего
на верхних нотах, где произнесение слов
затруднено. И нет естественной границы
между разговором и речитативом, а
речитатив — вступление к арии.
Следовательно, и профессиональному
певцу нет смысла представлять себе
пение как вокализ со словами, да еще с
постановкой голоса. Ведь тогда оно —
действие заумное и сложное. И слова
в этом случае только мешают петь. А каково
слушать певца, которому слова мешают
петь? Если же для вас пение — протяжная
речь, то это действие эмоциональное и
простое и слова помогают петь, организуют
кантилену. Надо только уметь произнести
эти слова, ведь, как известно, «хорошо
произнесенное наполовину спето».
О
хорошем певце в народе говорят: «Нутром
поет!» И не думайте, что петь нутром
— значит петь особо выразительно. Нет.
Народ говорил как слышал: поет нутром
— значит, звучит тело, как музыкальный
инструмент. Звучит грудь. А маска, купол,
зубы — неподвижная надстройка над тем,
что поет. Поэтому думайте, что произносите
слова диафрагмой. И не насилуйте ее. Она
все знает. Достаточно только подумать
о том, что тело делает слово, и потянуть
сказанное. Протяжность расширит ваш
диапазон, продемонстрирует ваш тембр
и превратит речь в одну из разновидностей
музыки — мелодию с текстом.
Музыка
имеет три измерения — высоту, тембр и
силу. Певец должен просто помогать
голосовым связкам смыкаться, чтобы
точной была высота каждой ноты, освобождать
тембр от посторонних призвуков. А что
касается силы, о ней нельзя думать,
форсировка ее не создаст. Надо думать
о звонкости — звонкий голос хорошо
летит в зал. Что касается диапазона, то
очевидно, что на верхних нотах активно
должны работать брюшной пресс и диафрагма,
а на низких — грудные мышцы.
«Потеря»
голоса
У
всех наших пациентов певцов, жаловавшихся
на короткий диапазон, слабость звука,
быструю утомляемость от пения и разговора,
сухость и боли в горле, певческие или
фиброматозные узелки, — было мелкое
ключичное или грудное перерасширение
и напряженное дыхание. Оно-то и являлось
главной причиной болезни. Звучание —
выдох, колеблющий голосовые связки.
Если
в узких верхушках легких воздуха слишком
много, ему тесно. И он стремится уйти во
время звучания такой широкой струей,
что мешает голосовым связкам смыкаться.
Он давит снизу на гортань так, что
стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми
голосовыми связками кверху. Замолчать
певец, актер, да и просто человек, которому
надо говорить или петь, не может. Он
продолжает речь или пение на недосомкнутых
или с трудом смыкающихся голосовых
связках и, конечно, кончает работу
больным.
Идет
к врачу. А дальше по кругу: бюллетени,
медикаменты, советы беречь голос. И на
помощь болезни приходит страх. Человек
начинает напряженно думать о гортани
и голосовых связках, а они — напрягаются
в ответ на его мысли. От неверного
звуковедения начинает расти узелок.
Бюллетени все чаще и продолжительней,
и, если молчание и медикаменты не
помогают, — оперативное удаление узелка.
Но как бы ни был прекрасен хирург —
улучшение самочувствия и звука
кратковременны, потому что дыхание и
звуковедение остались неверными.
Возможно возникновение узелка повторно.
Снова оперативное удаление и, в большинстве
случаев, предложение сменить профессию.
Следовательно,
надо не беречь голос, а иначе организовывать
дыхание и звуковедение.
Первое,
что мы рекомендуем и актерам, и певцам,
убрать избыток воздуха из верхних долей
легких. Мы тренируем вдох, самый удобный
для задержания. Это создает воздушный
резерв в основаниях легких и не допускает
в гортань избытка воздуха. Петь и говорить
сразу становится легче.
Затем
мы делаем звуковые упражнения на тех
же движениях, на каких делали вдохи.
Диафрагма и брюшной пресс активно
работают во время звучания, и болевые
ощущения или узелок начинают исчезать.
А когда вы тренировкой приучили их
работать в помощь звуку, они сработают
уже по привычке. Привычка же требует
подкрепления. Дыхательные упражнения
надо повторять.
И
вот еще что. Если во время пения в какой-то
части тела у вас возникает неприятное
ощущение — знайте: там — ошибка. Найдите
движение, которое это ощущение уберет.
Проверьте
все сказанное выше. Спойте что-нибудь
раза четыре подряд, чтобы не думать, что
вы еще «не распелись». А затем
сделайте упражнение «насос»: 9 раз
по 32 вдоха-движения. А после этого
повторите ту же самую вещь. И вы
почувствуете, что петь легче, и услышите,
что голос звучит значительно лучше.
Дыхание, которое вы тренировали,
продержится по инерции еще некоторое
время. «Затаите» дыхание и пройдите
8 шагов. «Затаите» и пройдите 12
шагов, 16 шагов. Берите в спину. Тренируйте
вдох на наклоне вперед. И на нем пойте,
т.е. говорите нараспев, думая о смысле
слов и красоте мелодии.
Нам
внушают, что петь хорошо — трудно и
сложно, а плохо — легко и просто. Но ведь
в жизни-то все наоборот: плохой певец
поет трудно и сложно, а хороший — легко
и непринужденно. Теперь вы знаете почему!
Актерские
упражнения
Перед
выполнением звуковых упражнений,
опубликованных в разделе о заикании, и
специальных актерских упражнений, о
которых речь пойдет в этой части книги,
нужно сначала сделать упражнения из
основного комплекса «насос» и
«обними плечи». Они подготовят
голосовой аппарат к дальнейшей работе.
Рекомендации
певцам и драматическим актерам
Никогда
не думайте о дыхании ни в пении, ни в
речи. Думайте о смысле того, о чем говорите
или поете. Зрители, сидящие в первом
ряду партера, не должны видеть, как певец
на сцене пользуется дыханием.
Не
тяните и не напрягайте шею во время
пения или монолога. Напряжение мышц шеи
передается на гортань и происходит
недосмыкание голосовых связок. Звук
получается сдавленным и не летит в
зрительный зал.
Абсолютно
свободными и подвижными (незажатыми)
должны быть и плечи. Только при таком
условии у актера и певца будут свободно
и объемно звучать низкие ноты (грудной
регистр).
А
вот для того, чтобы хорошо звучал головной
регистр, чтобы звонкими были верхние
ноты, необходимо создать так называемую
диафрагмальную «опору», т.е. очень
сильное напряжение внизу живота. Здесь
очень большое значение имеют крепкие
ноги и абсолютно здоровые половые
органы.
Стрельниковская
дыхательная гимнастика поможет развить
певческий аппарат и создаст так называемый
«столб звука», который есть от
Бога у оперных певцов с мировыми именами.
А вот ссылка на упражнения которые я тут не выложила